16:30 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Вот и началась полноценная практика. Ежели кто не знает, где я её прохожу - см. вчерашний пост.
Так много эмоций и так мало слов! Первые впечатления, конспективно.

И. Н., психолог Центра, рассказывала:
- Звонят нам из киностудии "Ералаш" и говорят: "Мы хотим снять про вас фильм". Мы им отвечаем: "У нас, конечно, бывает весело, но не настолько же!". Оказалось, Борис Грачевский решил поучаствовать в конкурсе документальных фильмов.
Приехала съёмочная группа, работала месяц, привязалась ко всем детям, отсняла 180 часов и из них сделала 26-минутный фильм. Грачевскому не понравилось. Сказал, что ожидал увидеть душераздирающие истории, родителей, убитых горем... В общем, чтобы зрители прониклись. А тут на тебе - все вполне счастливы, веселы и работают дружно над общим делом.
Пришлось фоном наложить трагическую музыку, дабы соответствовать.

* * *
В Центре особая атмосфера. Заходишь, а тебе уже уютно.
Объявление для родителей о предстоящем праздновании Масленицы начинается словами: "При себе иметь хорошее настроение".

* * *
К слову о Масленице. Припахали нас рисовать, вырезать и приклеивать на берёзовые веточки бумажные цветочки. Поняла, что мои цветочки от сделанных детьми ничем особенным не отличаются, задумалась над уровнем собственных художественных способностей...

* * *
Самое первое и главное - принять ребёнка, установить с ним эмоциональный контакт. Другое дело, что иногда на это может и два месяца потребоваться...

* * *
Вообще система такая: ребёнок приходит два раза в неделю на полтора часа. За это время у него три занятия: музыкальное, изобразительная деятельность и общее развитие, причём в реальности элементы одного часто используются в другом, в зависимости от ситуации. Педагоги работают тройками. В центр приходит одновременно трое детей, каждый идёт к одному педагогу из тройки, через полчаса они переходят к следующему. Ещё бывают комплексные занятия, когда собираются все трое детей и трое педагогов, там дети учатся общаться между собой. В день две смены: с 9:00 до 10:30 и с 11:30 до 13:00.
К занятиям нас привлекали по максимуму.
Л. В., занимающаяся развитием речи, просит нас с Microchip буквально несколько минут побыть в кабинете с ребёнком, пока она сбегает в туалет. За это время Костя успел спрыгнуть со стула (а ведь вроде такой вялый был!), побегать по кабинету, стащить со стола ключ, попробовать закрыть дверь изнутри, найти телефон Л. В. и запустить в нём игру в футбол с радостным криком "Гол!". Мы беспомощно бегали следом, переглядывались и судорожно пытались отвлечь не обращавшего на нас никакого внимания ребёнка первыми попавшимися под руку предметами. Вернувшаяся Л. В. привычно водворила на место Костю и телефон, а когда через какое-то время он захотел пить, опрометчиво сказала:
- Сейчас я тебе водички из кулера в учительской принесу.
Посмотрела на нас и, продолжая помогать Косте рисовать, добродушно добавила:
- Ой, какие у тёть глаза стали большие и круглые! Давай вместе с тобой нарисуем большооой круг. Вот какие! А ведь были маааленькие, давай теперь маленький кружок нарисуем... Нет, девочки, кажется, больше не очень хотят с тобой оставаться, так что Ксюша, пожалуйста, принеси водички...

Потом, впрочем, занимались с другим мальчиком минут 10 вдвоём, пока Л. В. сидела рядом и что-то писала, и помогали детям на общих занятиях. Втянулись!

* * *
Из шестерых, с которыми занимались сегодня, ни один толком не смотрел в глаза. Диагнозы не видела ещё, но они явно разные, а симптом один. И у всех очень большие проблемы с речью. И всё время приходится возвращать внимание к занятию, и повторять одно и то же, и быстро и гибко переключаться, чтобы любую ситуацию обратить на пользу дела.
Всё тот же Костя пришёл к Л. В. не в настроении, не захотел что-то делать, просится к маме, мгновение - и заревел в голос. Л. В., одной рукой обнимая его, другой проворно достаёт из стола пластмассовую баночку для воды и суёт ему:
- Ну, раз плачешь, давай сюда плакать! Смотри, как я: хнык-хнык...
Слёзы высыхают мгновенно. Стало же интересно, что за баночка! И так и этак её крутит, разве что не облизал.
- Смотри, вот кисточка. Давай проверим, сколько ты водички наплакал? *Костя уже сосредоточенно возит кисточкой в сухой банке* Нет водички? Хочешь, нальём?
- Дя...
Так и рисуют до конца занятия.
Вот он, профессионализм.

* * *
Каждое занятие - как идти сквозь густой туман. Зовёшь, машешь руками, ничего, ничего, ничего, хоп, проблеск! И опять идёшь дальше - "аууу!"... И попробуй догадайся, когда и на что откликнется.

* * *
Я думала, что будет страшнее. Но дети удивительно милые и симпатичные, хотя и могут в следующую секунду выкинуть что-нибудь совершенно неожиданное.
По-настоящему напугал только один мальчик.
Заходит. Садится. Начинает мерно и методично биться головой о стену сзади...
Л. В. обнимает за плечи, кладёт ладонь на затылок, говорит тихо, но твёрдо. Он неожиданно обмякает, оседает в её руках всем телом, взгляд прямой и невидящий. Цикл повторяется раз в несколько минут.
И вербальная агрессия: постоянно матерится. Загадка века - как, ну как ребёнок, едва-едва ворочающий языком, умудряется вполне чётко произносить слова "пиздец" и "ёбаный" со всё той же частотой раз в несколько минут?

* * *
Мой фаворит - мальчик Дима. Он обожает обнимать, хватать и тормошить приятных ему людей. Особенно за голову. И радостный такой! С занятия ушла с эксклюзивной укладкой в стиле модерн)

* * *
А главное, знаете, что самое главное?
Я и сама не подозревала, что мне всё это понравится.

@темы: Универ, События, Нет слов, одни эмоции!

URL
Комментарии
2011-03-01 в 16:58 

А про Женю чего не написала? ну прелесть же ^^

URL
2011-03-01 в 17:06 

Galoo
Каммаизм - это свобода восприятия любой фантазии, которой одарены все миры без исключения.
Всегда была интересна жизнь психолога, их хитрости и уловки, спасибо за подробности))

2011-03-01 в 17:57 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Microchip, блин! Ничего, напишу ещё)

Bredinistka, психология аномального развития и специальная психология - это специфические отрасли психологии. Их вообще очень много) А никаких хитростей и уловок у психолога нет, есть методики, который он в своей работе применяет - их опять же очень много, и их использование зависят от большого количества условий.

URL
2011-03-02 в 19:11 

Иногда мне кажется, что я тоже хотела бы этих детей увидеть, фотографировать, но стыжусь этих мыслей, потому что они похожи на мысли "Хочу в зоопарк". Поэтому уточню - хотела бы просто пообщаться с детьми.

А ты молодец. В тебе-таки просыпается педагог, может, это судьба.

2011-03-02 в 20:46 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
kongruenta, ну это же вполне логично и естественно, что людям любопытно узнать что-то о тех, кто на них не похож.

Ты знаешь, это больше, чем педагогика. Три раза побывав в этом центре и сравнивая опыт двух прошлых практик в обычных детском саду и школе, я ловлю себя на мысли, что с такими детьми мне даже как-то приятнее, чем с нормальными...
У меня вообще картина мира за это время успела перевернуться. На самом деле ведь это всё страшно - такие диагнозы с самого рождения, и то, что приходится этим детям переживать, и что чувствуют их родители... И мне никогда особенно не была интересна эта область, более того - дети с отклонениями в развитии (точнее, их образ, составленный за годы учёбы по книгам-фильмам-рассказам преподов) меня действительно пугали и вызывали что-то вроде смеси отвращения, недоверия и жалости. Когда я впервые увидела их вживую - страх прошёл за один день) Но тут всё-таки очень большая заслуга педагогов Центра. Глядя на то, как они общаются с детьми, просто невозможно не втянуться!

URL
   

Настроения

главная