10:16 

Книгогод-2012

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Читаю гораздо меньше, чем раньше. Но всё-таки читаю.
Несмотря на то, что никаких дневников чтения не вела со времён начальной школы (да и тогда это дело ужасно не любила), думаю, что имеет смысл составлять отзывы о прочитанном и делиться ими с вами.

1) Рэй Брэдбери "Лекарство от меланхолии".
Очень, очень люблю Брэдбери, но читала у него в основном большую прозу. А любой сборник рассказов оценивать вообще сложно в силу неоднородности. Этот в общем и целом понравился, но показался неровным: с рассказами, после прочтения которых просто пожимаешь плечами и переворачиваешь страницу, соседствуют поистине прекрасные. Перечислю самые запомнившиеся.
"Дракон". Очень люблю истории, вся соль которых - в необычном взгляде на привычные вещи.
"Горячечный бред". Ух. Неожиданно жутко и по-своему красиво.
"Были они смуглые и золотоглазые". Привет "Марсианским хроникам". Всё тот же Марс - древний, загадочный, незнакомый. Всё те же люди - смешные, маленькие, одновременно отважные и глупые в своём стремлении покорить эту таинственную силу.
"Улыбка". Я не знаю, что об этом сказать. Просто пробрало, и всё.
"Время уходить". Милейший и уморительно смешной рассказ про то, что иногда тяга к романтике приключений бывает излишне сильной.
"Всё лето в один день". Почти как с "Улыбкой". Очень сильный рассказ, но объяснять, почему, бессмысленно, нужно читать.

2) Хуан Хосе Алонсо Мильян "Цианистый калий... с молоком или без?".
О-о-о. Эту пьесу мы будем ставить в театральной студии. Совершенно прекрасный фарс, полный чёрного юмора. Столько ситуаций, доходящих до абсурда! Такие диалоги! И очень эффектная концовка.
Влюбиться в эту пьесу заставляет уже авторская характеристика действующих лиц.
Дабы зритель сразу понял, с кем он имеет дело, мы предлагаем краткую характеристику действующих лиц, что полезно и тем, у кого слаба память, и тем, кто любит порядок.
М а р т а - потрясающая молодая особа. Ей двадцать четыре года, но больше двадцати трех ей не дашь, что не так уж плохо. Она замужем, и ей такая роль нравится, но еще больше ей нравится роль в этой пьесе.
Э н р и к е - потрясающий мужчина. Красив в гневе, воспитан и образован, как никто другой, и тонок, точно лайковая перчатка. Обладает необычайным достоинством - очаровывать всех подряд. До такой степени, что всем хочется сразу же взять его к себе в дом, раз и навсегда.
А д е л а - у нее парализованы ноги, и только по этой причине, ни по какой иной, она все действие проводит, не слезая с удобного кресла на колесах. И несмотря на все это - несчастлива.
Л а у р а - дочь доньи Аделы, старая дева с самого рождения. Сейчас ей сорок лет, но многие утверждают, что восемнадцати ей не было никогда.
Д о н Г р е г о р и о - находится в состоянии предсмертной агонии ввиду чрезвычайно преклонного возраста. К человеку в таком положении можно испытывать даже добрые чувства.
Х у с т и н а - племянница. Не девушка, а конфетка, к тому же умственно отсталая. Как, впрочем, большая часть женщин, которых мы все хорошо знаем: к пяти годам их ум устает трудиться.
Л ь е р м о-б е с п л о д н ы й, настоящее его имя Гильермо. Но люди с самыми добрыми намерениями зовут его этим ласковым уменьшительным именем, поскольку он не может иметь детей. Женат на Хустине.
Л е д и А г а т а - в действии не участвует, упомянута исключительно для украшения программки.
Э у с т а к и о - прекраснейший человек, однако косные провинциалы окрестили его Эстремадурским Сатиром.
Д о н ь я С о к о р р о - "Скорая помощь". По долгу службы это ее занятие. Однажды на пляже она перегрелась на солнце, и с тех пор, если в разговоре чего-то не понимает, тотчас же связывает это с Шестой заповедью.
Д о н ь я В е н е р а н д а - "Почтенная". Неразлучная подруга предыдущей; кроме того, у нее есть сын, и он уже стал настоящим мужчиной, поскольку дожил до тридцати семи лет; по словам доньи Венеранды, он - ее утешение в старости.
М а р с и а л ь - сын доньи Венеранды. Детектив по профессии и по призванию; само собой, живет на средства матери, а та, по слухам, сколотила в позапрошлом веке где-то в Африке состояние.
Гости, местные жители, буржуа и просители, мелкие божества, волшебницы, гномы, танцовщицы, певцы и один жандарм. А также экспресс "Мадрид-Ирун",который на скорости мчится через второй акт.

Ну разве это не чудесно?

3) Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня".
Один из персонажей книги рисует миниатюрных несуществующих животных, которые при близком рассмотрении состоят из множества крохотных шестерёнок, трубочек, колёсиков и прочих механических частей, но стоит отодвинуться чуть подальше - сразу кажутся живыми и трогательными. И вся книга похожа на эти рисунки. Самое восхитительное в ней - слог. Повествование не то чтобы очень образное, но крайне тщательное, вдумчивое, неторопливое. Читаешь и смакуешь каждый момент. Много воспоминаний, анализа и рефлексии, много пояснений, почему кто-то поступил именно так, а не иначе, даже незначительные события подробно рассмотрены и описаны через призму внутреннего мира героев. И сквозь это всё на протяжении всей книги проходит какая-то спокойная обречённость.
Сам сюжет тоже в достаточной степени интригует, главным образом потому, что читателю не всё объясняют сразу. Школа-интернат с необычными порядками, где особое внимание уделяется обучению детей искусству, сами дети, уже знающие, что они особенные, но ещё не понимающие, чем именно, постоянные упоминания о неком донорстве и почти неуловимое, неясное предчувствие беды. Закончится всё не сказать, что неожиданно, но в медленно возникающую в мозгу догадку верить не захочется, пока автор не заявит твёрдо: да, вот именно так всё и обстоит. И всё, что тогда останется - тихая, безнадёжная, смиренная печаль.

4) Мариам Петросян "Дом, в котором...".
О-о-о. Я не знаю, что можно сказать об этом, потому что единственная рецензия, рвущаяся из меня - восхищённый выдох.
Худшим ответом на вопрос "О чём эта книга?" может стать "Об интернате для детей-инвалидов". Нет, нет и ещё раз нет. Книга, написанная в жанре магического реализма, просто не может повествовать о тяжёлой жизни бедных сироток. Никакой остросоциальной тематики, никаких попыток выжать слезу, более того - о физических увечьях героев забываешь моментально (собственно, они и сами не обращают на них особого внимания). С лёгким удивлением вспоминаешь об этом лишь натыкаясь, скажем, на строчку, где безрукий Сфинкс стягивает полотенце с крючка зубами.
Дом - это неказистое старое здание, пропитанное магией, моментально затягивающее в свой мир. Это стены, сверху донизу расписанные и разрисованные сообщениями, понять которые может только тот, кто знает, куда смотреть, это ручная ворона, живущая в спальне, сами спальни - не похожие одна на другую, залитый лунным светом коридорный перекрёсток, сырая штукатурка, гвалт столовой, лестницы и крыши, упрямо закрашиваемые подростками окна в Наружность, это царящие здесь особые законы времени и пространства. Это невозможно реальный, странный, многомерный, разноплановый и компактный мир. Здесь сбиваются в стаи и живут по их строгим законам, дружат, любят, ненавидят, дерутся и даже убивают, коллекционируют странные вещи, делают амулеты и верят в приметы, отправляются в путешествия на Изнанку Дома, взрослеют и очень боятся предстоящего выпуска. И у каждого - свой характер, и свои страхи, и привычки, и принципы, и все, все герои - удивительно живые.
Это Дом, в котором сумбурно и всё же гармонично сплелось всё. Потрясающая книга, которую стоит перечитывать время от времени.


5) Дмитрий Колодан "Другая сторона".
Неплохая, а главное - добрая фантастика. Катарсисов не обещает, о вопросах жизни, Вселенной и всего такого особо не рассуждает, развлекательную функцию выполняет на "отлично". Написано легко, гладко, местами забавно, достаточно увлекательно, ближе к концу - действительно захватывающе. Книгу я купила на распродаже, ничего о ней не зная, но образный язык первых двух страниц мне пришёлся по душе а смешная цена в 50 рублей - тем более. Правда, обидно, что на фоне так ярко и красочно описанного мира некоторым персонажам не хватило живости. И не сказать, что совсем уж картонные, но особого сопереживания не вызывают. Однако в целом впечатление приятное. На мой вкус - идеальная дорожная книга.


6) Дмитрий Колодан "Время Бармаглота".
Это сборник из трёх небольших повестей, не связанных между собой. По порядку о каждой, начиная с заглавной.
"Время Бармаглота". Вещь... э-э-э... необычная. Зазеркалье, но мрачное, депрессивное, местами кровавое, с забавным кэрроловским ничего общего не имеющее. С.Демонолог, который мне "Бармаглота" и посоветовал, рассказывал, что долго выбирал момент для начала чтения - читал первую страницу и ставил обратно на полку. У меня же ступор дней на десять случился где-то посредине - я открывала книгу и понимала, что дальше читать сейчас не хочу. Пугала даже не давящая сумрачная атмосфера сюрреалистического триллера по мотивам Зазеркалья, не встречающиеся порой мерзкие физиологичные картины (хоть и крайне этого не люблю), а сам мир - вывернутый, больной, отчаянно неправильный. Падаешь в него, пытаешься найти в нём хоть какую-нибудь логику, а её всё нет и нет, и зацепиться не за что. Это очень похоже на эмоции главного героя, и от того, что ты-то можешь закрыть книгу в любой момент, а он - нет, становится жутко и безнадёжно тоскливо.
Перечитывать не буду, но штука, безусловно, заслуживающая внимания.
"Звери в цвете". Современная вариация на тему "Аленького цветочка". По мне, ничего особенно интересного.
"Сбой системы". Беда какая-то у Колодана с персонажами. Большинство слишком шаблонны, что ли, чтобы быть по-настоящему живыми, а мне интереснее герой, чем функция, которую он выполняет. А вот ближе к концу история становится действительно трогательной.

НОВОЕ:
7) "Человек человеку - кот" (сост. Андрей Синицын).
Для преданного обожателя кошек и фантастики нет ничего лучше, чем сборник хороших фантастических рассказов самых разных жанров, объединённых лишь тем, что в каждом из них фигурируют кошки. Читала с превеликим удовольствием, несмотря на то, что не все рассказы блестящи. Что понравилось больше всего:
Дмитрий Биленкин "Исключение из правил". Сюжет, конечно, несколько странный с точки зрения биологии - ну не может быть в природе, чтобы один вид не имел естественных врагов и бесконтрольно размножался. С другой стороны, кто их разберёт, эти другие планеты... Тамошние аборигены, например, попросту не видят то, что не вписывается в их картину мира. Спасёт всех, понятное дело, кошка - самая обыкновенная, без всяких там сверхспособностей, но такаааая колоритная, несмотря на то, что среди всех героев ей уделяется не очень много внимания.
Олег Дивов «К-10». Тут я просто помолчу. Читайте сами, оно того стоит.
Андрей Плеханов «Человек человеку - кот». Уморительно смешной киносценарий, пародирующий все штампы современного голливудского кино.
Сергей Лукьяненко «Купи кота». Ну, это вообще давно любимый рассказ. Про звёзды, одиночество и, разумеется, очаровательного насмешливого кота.
Евгений Лукин, Любовь Лукина «Спасатель». Рассказ, начинающийся с обрушения жилой девятиэтажки, в одной из квартир которой находятся девушка и её кот, не может не заинтриговать. А вот кто, кого и почему будет спасать - узнаете по прочтении.
Леонид Кудрявцев «День рождения кота». В долгий одиночный космический полёт пилоту, чтобы не было тоскливо, проще всего дать с собой зверушку - в данном случае, естественно, кота. Казалось бы, идея не новая, но как изящно в самом конце она переворачивается с ног на голову!
Юлий Буркин «Дикая тварь из дикого леса». Очень живо и весело. А поскольку жена главного героя - типичная гламурная дама, их кошку зовут Игуана (хотя ГГ упорно зовёт её Муркой) и она (с помощью генной инженерии) умеет смеяться. Потому что это модно и стильно :D
Леонид Каганов «Беседы с папой». Ироничный (как иначе, это ж Каганов) рассказ на тему того, что есть свобода и кто ей обладает. Тот случай, когда форма составляет половину прелести текста - иначе вышло бы слишком назидательно.
Игорь Фёдоров «Кошачья жизнь». А вот здесь кот - главное действующее лицо, и хозяина он спасёт, даром что хозяин - волшебник. Спасать же придётся не от коварных внешних врагов, а от вечной внутренней зимы (что ещё сложнее), но котофилы-то точно знают: уж кто-кто, а тёплые, урчащие и ласковые коты прекрасно умеют это делать. За это мы их, собственно, и любим.

8) Элис Сиболд "Милые кости".
У моего отца на письменном столе стоял стеклянный шар, а в нём — утопающий в снегу пингвин с красно-белым полосатым шарфиком на шее. Когда я была маленькой, папа сажал меня к себе на колени, придвигал поближе эту вещицу, переворачивал её вверх дном, а потом резко опускал на подставку. И мы смотрели, как пингвина укутывают снежинки. А мне не давало покоя: пингвин там один-одинёшенек, жалко его. Поделившись этой мыслью с отцом, я услышала в ответ: «Не горюй, Сюзи, ему не так уж плохо. Ведь он попал в идеальный мир».

Во-первых, книга заслуживает внимания уже потому, что начинается со смерти главной героини. Такой нестандартный сюжетный ход я раньше встречала только однажды, в "Четырёх желаниях" Йона Колфера (тоже, кстати, прекрасная вещь. С "Милыми костями", сразу предупреждаю, ничего общего). А во-вторых, это книга о всепоглощающем одиночестве. Одинока сама Сюзи, которая может только наблюдать за близкими и тем, как они переживают её смерть, одинок отец, ибо никто не разделяет не только его увлечений (что делала погибшая дочь), но и догадок о том, кто убийца, одинока мать, которая, хоть и была добропорядочной хранительницей очага, на самом деле мечтала вовсе не об этом, одинока сестра, на которую теперь смотрят - и видят в ней погибшую, одинока бабушка, которая, при внешней театральности поведения и тяге к безвкусной роскоши, страдает от отсутствия близости со взрослой дочерью и внуками. Да и прочие, даже второстепенные герои - кого ни возьми, у каждого своя драма. Даже убийца, при всей своей отвратительности, одинок (плюс тяжёлое детство, куда же без него, которое, впрочем, не заставляет сочувствовать дальнейшей судьбе).
Нужно постоянно помнить, что главную героиню убили, когда ей было 14 лет, и естественно, что она так и осталась подростком с подростковыми желаниями, ценностями и устремлениями - этим и объясняется некоторое своеобразие её реакций на происходящее. Иногда повествование, пожалуй, слишком сентиментально, но в целом очень хорошо.
запись создана: 26.02.2012 в 18:33

@темы: Книги

URL
Комментарии
2012-02-28 в 05:26 

С.Демонолог
КАЛУГИН - ДУРАК
Старина Рэй относится к тем немногим писателям, названия чьих произведений я забываю совершенно и напрочь. Нет, отмеченные тобой я как раз запомнил, и из этого, казалось бы, можно сделать вывод, что все прочие понравились мне гораздо меньше. Ан нет. Заглянул в содержание - и пошло-поехало. Чудесные звенья "ирландского цикла" "Первая ночь поста" и "Страшная авария в понедельник на той неделе", знойно-удушливо-карнавальный "Чудесный костюм цвета сливочного мороженого", рвущийся вперёд и вверх "Икар Монгольфье Райт", атмосферно-свихнутый "Город, в котором никто не выходит" и финальный, разгоняющий духоту и меланхолию "Пришло время дождей". Единственная вещь, показавшаяся странной и неуместной, это, как ни странно, заглавный рассказ. Какой-то он неуклюже буффонадный.
И к вопросу об "Улыбке" - www.youtube.com/watch?v=m7MG6uYjkfQ Что ни говори, а времена тогда были странные.

А пьеса, похоже, и впрямь, стоящая. Вот бы ещё и поставить её как следует ^_^

2012-02-29 в 13:35 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Дайры, похоже, действительно просто обиделись - теперь и вчерашний комментарий появился)

Почти с точностью до наоборот, почему меня это не удивляет?) "Первая ночь поста" - забавно, но не более. "Чудесный костюм цвета сливочного мороженого" - приятный, но опять же в душу не запал. Вот "Икар Монгольфье Райт" весьма хорош, именно за этот почти физически ощущаемый порыв. Остальные, тобой отмеченные - что-то совсем не.
По поводу заглавного рассказа согласна. Но "Примирительница" ещё более странна.

О, песня из детства. Причём упорно ассоциирующаяся с какой-то радиостанцией типа "Радио Шансон" или "Радио Дача", поэтому полностью в атмосферу погрузиться не смогла, извини)) Но музыка и видео подобраны очень гармонично, конечно. Интересно, это оригинальный клип, или умельцы сделали, и потом оно по Сети расползлось?

А ты не издевайся, а пьесу почитай) Она небольшая, всего два действия, так что даже с монитора читается быстро и легко.

URL
2012-02-29 в 16:03 

С.Демонолог
КАЛУГИН - ДУРАК
Думаю, оригинальный. Я-то его ещё в телевизоре имел наблюдать - до прочтения - как следствие, он мне показался на редкость чуднЫм и непонятным.
А так, можно, конечно, предположить существование умельцев с внешностью Чайки и голосом Джигарханяна, но страшно очень.

2012-02-29 в 16:14 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Почти все мои воспоминания о клипах, виденных в детстве по телевизору, перекрываются жутким рисованным "Хару Мамбуру", который меня пугал так, что я с тех пор так и не собралась с духом его найти и пересмотреть) "Мону Лизу", вполне вероятно, тоже видела, просто не запомнила. Но, честно говоря, не уверена, что мне он и сейчас не показался бы чудным и непонятным без знания рассказа.

URL
2012-02-29 в 16:23 

С.Демонолог
КАЛУГИН - ДУРАК
Разумеется, "Хару Мамбуру" нравился тогда и сейчас нравится не меньше ^_^_^

2012-02-29 в 16:31 

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Ты нарочно, нарочно, да?)))

URL
2012-02-29 в 16:38 

С.Демонолог
КАЛУГИН - ДУРАК
Удивилась? Не верю ^_^

     

Настроения

главная