Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:40 

Книгогод-2015

_Ёля_
Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
1. Мартин Кин "Плохая собака". Про то, как, взяв на себя ответственность за животное, опустившийся человек смог найти силы к изменению себя самого; в поисках контакта с собакой смог наладить отношения с людьми. Немного похоже на "Уличный кот по имени Боб", одну из моих любимых книг. Обе основаны на реальных событиях, хотя главные герои изначально находятся в разных условиях.
Я нахожусь в некоторой растерянности по поводу этой книги. Может быть, это потому, что я не собачник? Я её читала - и она мне нравилась. Спустя пару недель я пишу этот отзыв - и впечатление уже смазалось, герои не стоят рядом. Как-то, эм, слишком гладко, безэмоционально и скуповато написано.
Основной вывод, собственно, таков: животных (как и детей) надо начинать воспитывать с себя.
2. Владимир Данихнов, Артём Белоглазов "Живи!". Очень здорово! Цельная, логичная, многогранная история, прекрасно прописанный мир, базирующийся лишь на одном фантастическом допущении: однажды на Земле началась игра, по правилам которой нельзя касаться земли. Тот, кто нарушит правило, обернётся кленовым ростком, мёртвым ястребом или мгновенно взметнётся стайкой сухих листьев или бабочек. Мёртвых бабочек. (Ох, я не могу. По ходу действия герои неоднократно встречаются со смертью, и вроде как ты вместе с ними должен к этому привыкнуть, но каждый раз это случается так неожиданно, что сердце ёкает, и эту картину, ужасную и красивую, видишь будто своими глазами).

А у детей появились новые игры - например, смертельные классики.
О, это очень весёлая игра! Девочки раскладывают на гладкой земле большие камни или кирпичи. Игрок, сняв ходули, должен перепрыгивать с кирпича на кирпич. Нужно побывать на каждом из них, а потом вернуться. Я видел, как одна девочка споткнулась и превратилась в миллион снежинок. Её подружки смеялись, ловили снежинки. А снежинки таяли... Для детей это обычное зрелище. Главное, это случилось не с тобой - вот и всё.


С началом игры появились целители - обычные люди, получившие дар исцеления. Их ненавидят, потому что они как-то (хотя никто не знает, как) связаны с чужаком, человеком-тенью, начавшим игру. Главный герой - как раз целитель. Причём с провалами в памяти, я очень люблю этот сюжетный ход, когда история начинает собираться из отдельных кусочков. А ещё очень круто, когда одни и те же события освещаются с разных сторон, и вначале кажутся очень пугающими, но стоит посмотреть на них с позиции другой логики - и становится понятно, что это благо.
Это книга об одиночестве, о таланте, о милосердии, о том, как человек привыкает ко всему и как порой продолжает жить во власти старых рамок. Это очень хорошая книга, рекомендую к прочтению.
3. Макс Фрай "Ветры, ангелы и люди". Когда мы с С.Демонологом только познакомились, у нас вышел спор о творчестве Фрая. Причём правы были оба: я - потому что читала "Лабиринты Ехо" в 15 лет, а он - в 25. В моих воспоминаниях остался невероятно уютный мир и забавная дружная компания героев, выкручивающаяся из любых ситуаций и живущая по принципу "чёрт возьми, а ведь этот мир не так уж и плох!", в его - инфантилизм и подчёркнутое, ничем не заслуженное везение тех же самых главных героев.
В общем, восприятие Фрая меняется с возрастом. Лет в 20 я читала "Ключ из жёлтого металла", и она мне уже не очень понравилась, потому что казалась наивной и вторичной по отношению к "Лабиринтам" .
И на третьем абзаце рецензии я наконец-то заговорю непосредственно про прочитанную книгу:D В ней как-то соединились оба восприятия. Это сборник рассказов разной степени волшебности. И хоть там везде разные герои, на самом деле каждый из них - всё тот же самый сиятельный сэр Макс. Оптимистичный и бесшабашный, наивный, открытый, мечтательный, всегда готовый ввязаться в новую авантюру, вроде как понимающий, что жизнь идёт как-то не так, но ничего с этим не делающий, пока на пути не встретится таинственный незнакомец, понимающий с полуслова, и вот теперь-то всё точно станет по-другому. А, ну и получающий разнообразные ништяки, как будто это само собой разумеется - например, с деньгами (и с таинственными понимающими незнакомцами, кстати, тоже!) проблем никогда нет. В общем, герои не особенно реалистичные и разнообразные.
Плохо ли это? Не знаю. Потому что, как ни крути, а послевкусие от книги остаётся самое что ни на есть доброе и правильное. Потому что некоторые рассказы и рассказами-то не назовёшь, это, скорее, волшебные сказки, а от сказки как требовать, чтобы она была похожа на правду? А другие под завязку напичканы бытовыми чудесами. Все эти уютные кофейни, шумные праздничные ярмарки, рождественские гирлянды, улочки старых городов, мосты и трамваи, звёздные небеса и свежие ветра, и - таки да - удивительные добрые незнакомцы и старинные друзья. Очень тепло про это всё читать.
Вот что особенно понравилось: "Из лоскутков, из тряпочек", "Innuendo", "Ничего не говори", "Каждый хотел бы так", "Если долго сидеть на берегу реки", "Дом для кошки и дракона". Последний - это вообще что-то настолько умилительное, что аж комок к горлу подкатывает.
4. Терри Пратчетт, Нил Гейман "Добрые предзнаменования". Я закрыла эту книгу, улыбаясь до ушей, и тут же начала перечитывать заново. Она великолепна! Юмористическое и местами пародийное фэнтези вдруг переходит в драму и заставляет сжиматься что-то внутри, а потом снова становится уморительно смешным повествованием, над которым невозможно не расхохотаться в голос. Именно за способность совмещать иронию и серьёзные, даже страшные вещи, я и люблю Пратчетта. Про своё отношение к Гейману сказать пока могу мало - читала только треть сборника рассказов, и они мне не очень понравились. Словом автор владеет хорошо, но у него в каждом рассказе мистика, чёрная магия, сверхъестественные случаи, маньяки, тёмная грозовая ночь и кого-нибудь убивают, а если не убивают, то остаёшься уверен, что скоро убьют. Не люблю такое.
Авторский дуэт, в любом случае, удался.
Это книга про Апокалипсис. Вот такой безумный Апокалипсис - с немного брэдберевским одиннадцатилетним Антихристом и его закадычными друзьями, с инопланетной полицией и тибетскими монахами, с Армией охотников на ведьм, состоящей из двух человек, с четырьмя байкерами Апокалипсиса (причём вместо Мора, который "бормоча что-то про пенициллин, ушёл в 1936 на пенсию" выступает Загрязнение), ну и самое главное - пытающимися это всё предотвратить ангелом и демоном, которые похожи на людей и друг на друга гораздо больше, чем положено ангелу и демону, ибо "враг уже шесть тысяч лет – скорее друг". Диалоги и вообще взаимоотношения этой прекрасной парочки - Азирафаила ("ангел, также торговец редкими книгами)") и Кроули ("Ангел, который не Падал, а, скорее, Тихо Скатывался Вниз") - составляют добрую половину прелести всей книги. Ещё в книге есть мчащийся над автострадой горящий "Бентли", выращивание самых роскошных комнатных растений в Лондоне методом запугивания, букинистический магазинчик, хозяин которого всячески отпугивает покупателей, ибо не хочет продавать свои книги (почти "Black Books", ага), уточки, диалоги о высоком за рюмкой горячительного, фееричный комментарий авторов насчёт старой денежной системы Британии, и куча культурных отсылок, разбросанных по всему тексту. Безудержное, бесконечное веселье!
И когда случается что-то жуткое - на этом фоне оно выглядит ещё страшнее.
А ещё это книга, пропитанная любовью к миру и к людям, и оттого очень светлая. К таким неидеальным и непредсказуемым людям, хранящим в себе чёрное и белое, какие они есть.
Было бы здорово включить её в школьную программу по литературе для старшеклассников. По крайней мере, своим подрастающим детям я её обязательно подсуну.

На самом деле, "Добрые предзнаменования" были последним, что я прочитала, и так меня восхитили, что я бросилась писать отзыв сразу, пропустив другие книги, прочитанные в феврале) Так что теперь о них.
5-8. Терри Пратчетт, цикл о Тиффани Болит ("Вольный народец", "Шляпа, полная небес", "Зимних дел мастер", "Я надену чёрное"). Обожаю Пратчетта, да. Кажется, я об этом уже говорила) Цикл о ведьмах - один из любимых (наравне с циклом про Смерть). Пратчеттовские ведьмы - воплощённый архетип Первозданной Женщины, про которую писала Кларисса Эстес в своей "Бегущей с волками": сильной и чувствительной, гибкой и изобретательной, ревностно и заботливо оберегающей свою территорию и умеющей балансировать на границах между всем, чем угодно.
Тиффани - тоже ведьма, которая проходит путь от девятилетней девочки, бесшабашно отправляющейся в Страну фей со сковородкой наперевес, чтобы сразиться с тамошней злой королевой, и до молодой женщины, ведущей себя с достоинством и научившейся наконец управляться со своей силой. Путь этот состоит из любви к своему дому, и тяжёлого умения брать на себя ответственность, и ещё более тяжёлого умения прощать, и одиночества, и - без этого Пратчетт не был бы Пратчеттом - из огромного количества доброго, а порой и грустного юмора, а ещё из простой мысли: ведовство - в голове. Всё самое страшное - в голове. Вообще всё - в голове. Смотри, слушай, отличай главное от второстепенного, и помни, что каждая начатая история жаждет быть рассказанной до конца.
"Я надену чёрное" - прекрасное завершение, самая глубокая и серьёзная книга цикла. Впрочем, можно ли говорить о завершении?

— Ты сделала верный первый шаг.
— Будет и второй? - спросила Тиффани.
— Нет. Всегда будет другой первый шаг. Каждый шаг будет первым, если он делается в верном направлении.


Плюс в книгах много старых знакомых - Матушки Ветровоск и Нянюшки Ягг. И Нак Мак Фигли, конечно. Этот чудесный народец неустанно создаёт огромное количество комичных моментов)
9. Яна Дубинянская "Письма полковнику". Завязка любопытная: помимо нашего мира, существует магический Срез. Главная героиня - принцесса, растущая в Срезе в окружении слуг, так как это гораздо более безопасное место, чем наш мир, в котором инкогнито живёт Лиловый полковник, отец девочки и бывший диктатор Среза. Оттуда она пишет ему письма, ответа на которые никогда не получает. Письмом оканчивается каждая глава, и было бы просто прекрасно, если бы Дубинянская оставила только письма. Они будто настоящие, в них разворачивается история, в них видно взросление и изменения, происходящие с главной героиней, в них есть место горю и радости.
Всего этого нельзя сказать об основном тексте. Начинается всё вроде бы с интриги: уже сорокалетняя бывшая принцесса Эвита живёт в нашем мире, работая учительницей литературы, она давно запретила себе вспоминать о Срезе, но внезапно Лилового полковника убивают, и в попытках разобраться в происходящем она решает вернуться в Срез, а за ней отправляется куча людей, от представителей спецслужб до её учеников, и всем им что-то от неё нужно. Вроде бы драма, психологизм, детектив! И тут начинается какая-то дикая тягомотина, потому что все персонажи только и делают, что кружат и прячутся, выслеживая Эвиту и друг друга, много размышляют, плетут интриги, пытаются друг друга подкупить, и при всё этом ощущение, что на самом деле не происходит ни-че-го. Скучно и растянуто. Два плана будто бы поменялись местами: то, что должно было быть лишь предысторией, оказывается гораздо более живым и ярким, чем основное повествование.


Забросить дневник на несколько месяцев - это я могу, умею, практикую) Однако исправно читала всё это время, так что скоро грядёт шквал рецензий. Итак, наша постоянная рубрика

НОВОЕ!


10. Тэд Уильямс "Хвосттрубой, или Приключения молодого кота".

Я не очень люблю классическое фэнтези, все эти испытания, внезапно выпадающие на долю главного героя, потеря дома, скитания, опасности, болезни, неоднократное пребывание на волоске от смерти, верные старые друзья, неожиданно обретённые новые боевые товарищи, изменение личности и становление характера (хотя вру, этот пункт мне всегда был интересен), мрачные подземелья, могущественный злодей с верными приспешниками, эпичная финальная битва добра со злом... Уж больно все эти пункты предсказуемы. В общем, если бы эта книга была про людей, не факт, что я стала бы её читать, разве что от нечего делать. Но она, знаете ли, про котиков, и это склонило чашу весов в её пользу)
Что важно - это вовсе не ми-ми-ми, как можно было подумать. Это довольно жёсткая, динамичная и местами откровенно жуткая книга. Но котики в неё вносят особый колорит, который книга бы просто потеряла, будь она про людей. Кошачий мир прописан очень полно, с мифологией, с легендами, с географией, с собственным языком, обыграны типичные повадки кошек ("Он трижды покрутился вокруг себя в маленькой ямке, отдавая дань Праматери, Златоглазу и Плясунье Небесной – трем дающим жизнь, потом свернулся клубком, прикрыл нос кончиком хвоста, чтобы сохранить тепло"), читаешь и наслаждаешься. В общем, если любите приключения/легенды и сказания/котиков/всё вместе, очень советую.
А в конце книги вас ждёт глоссарий, даже два: на Языке Предков и повседневном языке (Котоязе). Не могу отказать себе в удовольствии привести несколько слов:

Котовость - зрелость кота-самца.
Котячество - детство кота или кошки.
Мрряушш - мышь как еда.
Мягкого мяса - приветствие при встрече. Может сокращаться до "мя-мя".
Обнюх - важное совещание Старейшин и охотников клана Стены Сборищ.


11-15. Дуглас Адамс, цикл "Автостопом по Галактике" ("Автостопом по Галактике", "Ресторан на краю Вселенной", "Жизнь, вселенная и всё остальное", "Всего хорошего, и спасибо за рыбу!", "В основном безвредна").
О сюжете я ничего говорить не буду, он по-хорошему абсурден и безумен, это бесполезно пересказывать, это надо читать. Классика юмористической фантастики, в конце-то концов. Лучше скажу о субъективном восприятии.
Уж не знаю, я такая чувствительная, или так задумывалось... В любом случае, я как-то не ожидала, что от книг, которые часто упоминаются в ответ на вопрос "Посоветуйте что-нибудь весёлое", меня накроет переживанием незначительности и тщетности бытия отдельной человеческой песчинки в невообразимо огромной Вселенной. В ноосфере почему-то витает мнение, что "Автостопом по Галактике" - это уморительно смешно, я имею в виду - уморительно смешно и ничего больше. Скажем так: поначалу - да. Этак по-монтипайтоновски да.

– Вы имели возможность подавать заявления и жалобы в надлежащее время.
– В надлежащее время? – возмутился Артур. – В надлежащее время?! Впервые я услышал об этом, когда пришел рабочий. Замечу: это было вчера. Я решил, что он пришел вымыть окна, а он сказал, что пришел снести мой дом. Но он не сразу мне так сказал, нет! Сперва он протер пару окон и содрал с меня пятерку. И только потом сказал.
– Однако, мистер Дент, маршрут был выставлен для всеобщего ознакомления в местном бюро планирования и висел там девять месяцев.
– Ага, как только я узнал, то сразу же помчался прямо в бюро. Это было вчера в полдень. Вы ведь не особенно утруждали себя предупреждениями? Я имею в виду: никому ни слова, ни одной душе, правда?
– Но маршрут был обнародован для…
– Обнародован? В конце концов мне пришлось спуститься в подвал, чтобы отыскать его!
– Верно, там у нас находится отдел информации.
– С фонариком!
– Наверное, света не было.
– И ступенек тоже!
– Но послушайте, вы ведь нашли план!
– Да, – сказал Артур, – нашел. На дне запертого шкафа в заколоченном туалете. А на двери табличка висела: «Осторожно, леопард!»


Да собственно, и потом тоже смешно, но уже к концу второй книги сквозь эту удалую, сатирическую и безумную феерию начинает просачиваться тоска. Я не имею в виду, что сюжет становится скучным, наоборот, градус прекрасных, удивительных и невероятных поворотов и деталей только нарастает вплоть до самого конца. И всё же просто ржать и наслаждаться мешает это усиливающееся ощущение затерянности, пронзительного одиночества, первобытной тоски, потому что, чёрт возьми, это история о людях, которым негде приткнуться ни в пространстве, ни во времени, и нет надежды это когда-нибудь сделать, потому что своё собственное волей случая они потеряли навсегда, а то и вовсе никогда не имели.
запись создана: 28.01.2015 в 14:23

@темы: Книги

URL
   

Настроения

главная