Всё идёт по плану. Даже по заученной с детства схеме - вечером в среду, после обеда. Каждую неделю в это время во мне буйным цветом расцветают какие-то дикие джунгли недовольства, беспомощности и почти ненависти к тому, что происходит на работе. Из реально неприятного происходит по большей части всякая мелкая хрень - организационные вопросы и прочее, и я понимаю, что надо учиться их достойно решать, но чёрт возьми, это ужасно выбивает меня из колеи.
Например, у меня есть кабинет. Вообще-то, это уже очень неплохо, ибо на просторах нашей необъятной Родины среди того небольшого количества детских садов, где ставка психолога имеется, очень многим достаётся в лучшем случае уголок в кабинете логопеда, в худшем - стол где-нибудь в углу спортивного зала. Это даже не потому, что заведующие такие стервы, просто в садах старой постройки планировка не предусматривает лишних помещений. Мой кабинет, кстати, переделан из подсобки, соответственно, это не самое комфортное помещение сада, но см. второе предложение этого абзаца.
Так вот, у меня есть кабинет, и даже не голый - стол, два кресла, шкаф, ковёр (который я выпрашивала несколько дней, который мне принесли в таком виде, будто его не пылесосили вообще никогда, который вообще-то предназначался специально для этого кабинета, ибо был вырезан по его специфической геометрической форме, но который постоянно меняющиеся психологи просили то убрать, то снова принести. Моей предшественнице он почему-то оказался не нужен).
А ещё у меня есть диван.
И нет детских столов и стульев. Как без них обходились предыдущие психологи - мне тоже очень интересно.
Диван хороший. Удобный, большой, почти новый. Я понимаю, что в сознании большинства людей кабинет психолога без дивана немыслим. Но дети, приходящие ко мне на групповые занятия, об этом ещё не знают. Им почему-то гораздо больше нравится попытаться завалиться на этот диван или на нём попрыгать, а рисовать узоры по клеточкам, для твёрдости положив на колени папку - как-то не особо.
В один прекрасный день мне пришла в голову гениальная мысль, что на место дивана аккурат вместились бы три столика. Завхоз и старший воспитатель дружно замахали руками и сказали, что нужно дождаться, пока заведующая выйдет из отпуска, а то она не любит, когда без неё что-то решают, и вообще, а диван-то мы куда денем?
Так что всё ещё жду заведующую. Но столы и стулья мне порой были всё же катастрофически необходимы. Я и таскала их временно, откуда могла. Перед моим кабинетом есть малюсенькая проходная комнатка, где стоит несколько небольших пластиковых столов и стульев - как мне объяснили в первый день, там дети рисуют. Нуачо? Выхожу, смотрю - никто не рисует, с чистой совестью беру мебель, через полчаса приношу обратно. Казалось бы, чего тут такого.
Но тут начинается отдельный рассказ об этнографическом музее "Русская изба". Так-то я против него ничего не имею - музей достаточно обширный, экспонатов много, занятия интересные проводятся, да и вообще, детям истоки русской культуры прививать - дело хорошее. Правда, очень уж занятно на праздниках смотрятся в русских народных костюмах девочки и мальчики не совсем славянской внешности, хотя к этому привыкнуть можно. Но судя по трепету, с которым к этой избе относится весь персонал, она там существовала не последние 10 лет, а с начала начал. Просто потом садик сам собой вокруг нарос.
Так вот, пару раз я эти столы стащила удачно, а на третий ко мне пришла хранительница избы и поинтересовалась, как же она без столов будет заниматься. Так я узнала, что комнатка тоже принадлежит избе, и что занятия у них проводятся постоянно на протяжении всего дня, так что со столами пришлось распрощаться. По-моему, хранительница на меня после этого обиделась. В общем, да, мне следовало спросить, прежде чем брать столы, но откуда ж я знала, у кого спрашивать?
А ещё комната, как вы помните, проходная. И маленькая, так что между двумя рядами стульчиков приходится протискиваться. И порой неизбежны ситуации, когда детишки в рамках избяного занятия сидят, раскрашивают каких-нибудь там вырезанных из бумаги петушков, а я в это время иду из кабинета или в кабинет, причём иногда с ребёнком, а иногда с шестью. А ещё я имею свойство уходить с работы, и если чуть подзадержалась я, или занятие в избе началось немного раньше или позже, есть все шансы соприкоснуться с моментом творчества.
- Ну что вы тут ходите, - ворчит хранительница избы, - вышли бы рядом с кабинетом, откуда дети на прогулку выходят.
- Я бы, - говорю, - с радостью, но мне ключ на вахту отдать надо.
Сегодняшний день принёс приятное разнообразие.
- Нельзя в пальто мимо детей ходить!
- Но ключ-то на вахту отдать как-то надо.
- Ну так придумайте что-нибудь, вы же умная женщина!
Так-то да, в своих умственных способностях не сомневаюсь. Но боюсь, для того, чтобы построить телепорт, их будет всё же недостаточно.
Ещё потихоньку отбрыкиваюсь от странных запросов старшего воспитателя (она же методист), которая, как водится, в работе психолога не особо разбирается. В сотнях детских садов такая же ситуация, а то и ещё более дурное руководство, но всё же это слабо утешает.
То подавай ей фронтальные занятия с детьми. Ага, со всеми 25 сразу, типа для профилактики. Неделю в одной группе, неделю в другой. Очень долго объясняла, что, во-первых, групповая работа с дошкольниками эффективна только в группах человек по 6-8, а во-вторых, ничего общеразвивающего, сразу для всех, психолог просто не делает. Тем, кому эти упражнения не нужны, и так хорошо, а для тех, кому нужны, при таком раскладе они будут как слону дробина. Я уж молчу про то, что у всех разный уровень развития и проблемы тоже разные. По-моему, так и не поверила.
- У вас, - говорит, - на работу с детьми 18 часов в неделю, вы должны только с ними проводить по 3,5 часа в день в среднем!
- Позвольте, - говорю, - у меня 18 часов на всю практическую работу, сюда входит работа с родителями и педагогами. Нормативный документ есть, я его найду и вам покажу. И насчёт распределения времени педагога-психолога по видам работы тоже есть нормативы.
- Можете свой документ приносить, но нам надо, чтобы вы 18 часов работали только с детьми. А то, что с родителями и воспитателями, будет входить в методическую работу, у вас её всё равно много - ещё 18 часов.
Дааа, действительно, какая кому разница, чего там эти дядьки из МинОбразования в своих приказах понаписали. Вернётся заведующая - придётся идти ругаться.
Вообще, методист сегодня была в ударе. Помимо выноса мозга с расписанием, пришла и вкрадчиво спросила, могу ли я выявить, "как дети такой-то группы относятся к своей нянечке". Надо было, конечно, сразу расспросить, зачем это ей, но я просто растерялась от неожиданности. Ничего не обещала, сказала только, что мне нужно поискать, есть ли для этого соответствующие методики. Хотя, чуть-чуть подумав, становится ясно, что курирование работы нянь в мои должностные обязанности ну никак не входит, да и вообще... Основание для увольнения, что ли, с моей помощью ищут? Ну и методик, понятное дело, таких нет. Буду, значит, завтра опять в красноречивости упражняться.