Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Меня попросили побыть членом жюри районного литературного конкурса для школьников.
Товарищи! Это просто праздник какой-то!
Я всё понимаю, смеяться над детьми грешно. Да, первые пробы пера редко кого минуют и столь же нечасто они бывают удачными. Но, во-первых, классу к десятому пора бы уже иметь какое-никакое представление о ритме и рифме. А во-вторых, у них же есть руководители - и, по логике вещей, в основном это должны быть учителя литературы, ну или хотя бы попросту взрослые, адекватные люди!
Спешу поделиться избранными шедеврами.
5 класс:
Я загрузила баранки в печь,
Она баранки стала печь. *отличная рифма*
Люблю стихи я сочинять...
Баранки стали подгорать!!!
Я достаю баранки. Вдруг
Ко мне пришёл мой лучший друг!
И говорит он мне: "Алён,
Давай баранки печь вдвоём!!!"
И мы баранки стали печь,
Грузить их в ту же печь и печь. *хорошую рифму не грех и повторить*
Потом пришли к нам мамы.
Мы им сказали: "Мамы! *ну, третий-то раз упоминание печи всё-таки было бы уже перебором. Но не соблюсти фирменный принцип рифмовки автор уже не мог*
Вот вам баранки наши
Самоиспечённые!
И мамы две осталися
Довольные!!!
Пишут о разном. Особенно много и плохо - про маму и Родину. Про осень и зиму, про домашних животных, про мечты, про жизнь и, конечно, про любовь.
11 класс:
Но вдруг если случится война,
Я ему подам автомат.
*вот оно, сильнейшее выражение чувства*
Далее немного философии (7 класс):
День отличается от ночи,
Порою всем,
Порою же не очень.
*весь дзен мира в этом двустишии. Самурай без меча подобен самураю с мечом, только без меча*
Другая семиклассница порадовала целым сборником под названием "Вся правда о любви". Вот именно этих тайных знаний мне и не хватало.
Стих "Ты не подстрелишь умные года" (какой полёт мысли!) начинается с не менее глубокомысленной строчки:
Года летят, как турбо-самолёты...
Другое её же:
Белеет серый снег в горах...
Туман вареньем светло-серым...
Завершается сборник творением, которое я не могу не привести полностью.
Наконец-то пришло то начало конца
Время место нашло
И дождалось гонца -
Наконец-то пришло
То начало конца.
Тает снег золотой,
Это время певца. *у девочки странное восприятие цвета, судя по предыдущим цитатам про снег и туман. И вообще, о причинах того, почему снег может иметь такой оттенок, я заставляю своих внутренних гусар молчать*
И поёт он порой
Про начало конца.
Приближается лето,
Аромат и пыльца.
Знают люди, что это -
Начало конца. *для аллергиков - уж точно*
Птицы песни поют,
Ждут шального птенца.
Пеньем всем знать дают -
- "Да! Начало конца!" *это оптимизм на эшафоте какой-то*
Пароходы ревут.
Слились вместе сердца.
Под венец все пойдут.
Эх, начало конца! *оптимизм достигает кульминации*
В чём же смысл и мораль?
Я сижу, ем тунца...
Ах, я понял! Февраль
Есть - начало конца! *однозначно плакать, можно уже даже без чернил. И пунктуация внезапно какая-то цветаевская пошла*
А придёт тёплый март,
И трава у крыльца...
Вот конец и придёт *рифма? К чему эти условности?*
Для начала конца!
Трагическая поэма "Даша и кот" от третьей семиклассницы:
Решила Даша для себя,
Что ей пора купать кота. *можно я уже ничего не буду говорить о рифмах?*
Не знала Даша, что коты
Не любят тёпленькой воды.
Коту никто не доложил,
Что скоро станет он другим. *ох уж эта Почта России, вечно уведомления не доходят вовремя*
А Даша сделала дела,
Воды полтаза набрала,
Шампуня детского взяла,
На руку много налила.
А кот тем временем не спал,
Он место спрятаться искал. *а, нет, всё же дошло*
Ходил, бродил наш грязный кот
И сел на шкаф, где пыль живёт.
Но наша девочка умна,
Грязнулю быстренько нашла.
На стул встать Даше уже можно,
Достать кота не так уж сложно *кота со шкафа? Да ерунда. Особенно учитывая шампунь, в большом количестве налитый на руку до этого*
Прошла минута, может, две,
Кот на руках сидит уже.
Не зная никаких забот,
Кот будет чистым круглый год.
И видит Даша таз с водой:
"Вот и прощай, мой кот сухой". *зачем Герасим утопил свою Муму, она не сделала плохого никому...*
Со страхом в груди кот зажмурил глаза
И оказался в тазу, где бурлила вода. *внезапно сменившийся ритм как бы просит нас оценить всю трагичность момента. Чапаев, переплывающий Урал, отдыхает. Заметьте, девочка, уже понявшая, что тёпленькой воды коты не любят, заботливо поставила тазик на плиту - иного объяснения тому, что вода бурлит, я не вижу*
Кот начал брыкаться и больно кусаться, *тебя бы так - и ты бы так!*
Но Даша не будет так просто сдаваться.
И вытирая рукою свой лоб,
Даша сказала: "Ты чистый, мой кот!".
Продолжает тему любви к домашним животным пятиклассница:
Подбежит - лизнёт в глазочек...
Ты мой маленький щеночек!!!
*"в глазочек" - это мощно. Я искренне надеюсь, что в виду имелся дверной глазок*
И снова немного размышлений о жизни (8 класс):
Вот школьный забор -
Преграда тугая.
До него я одна,
А после - другая.
9 класс:
Осень. Многого, конечно, мы не просим.
Осень такая осень.
*Плюсадин, пичалька*
11 класс:
Солнце не жарило, хоть и светило ярко,
В тот вечер что-то не смеркалось...
7 класс:
Если б я была директором школы, я бы многое поменяла...
Я б закон ввела простой,
Чтоб можно было бегать на уроках хоть куда!
Чтоб домашнюю работу делали учителя!
Перемены все бы я увеличила на часик,
Все контрольные работы
Чтобы делались не в классе.
Я бы сделала уроки все немного покороче!
Чтобы нам не приходилось многое учить до ночи! *часовые перемены, разумеется, сокращают время пребывания в стенах школы*
В общем, всё бы поменяла!
Дел тут для меня немало!
И дежурство б отменила...
Вот! Директорская сила!!!!
*лунная призма, дай мне силу!*
Вы помните печальное повествование о девочке Даше и её коте? Так вот, это была ещё не трагедия. Вот, вот где настоящие эмоции! Длинно, согласна. Но слова из такой проникновенной истории не выкинешь. 10 класс, между прочим.
Зонт
Изломались его спицы,
Старость ткань изорвала,
Он просто вспоминает лица,
С которыми судьба свела.
Он видел молодость и старость,
Он видел горе, слёзы, смех,
Знавал он праздники и радость -
Он много видел за свой век.
Он много поменял хозяев,
Но помнит всех до одного.
Он многое о жизни знает -
Жаль, рассказать нам не дано...
А где он только не бывал!
Он видел города и страны,
Он видел бедность, ливни, бал,
Леса, поля и океаны! *в общем, вы уже поняли, что зонт уникален. Буквально один на всю страну*
Знавал наш зонт и высший свет,
В те дни он юн был, чуда ждал:
Красавиц, яства, скрип карет
С вельможею он повидал.
А после был купец-хозяин,
Потом крестьянская вдова,
Чета супругов, парижанин,
Что пудрил голову с утра... *историю попадания в столь различные слои населения автор опускает - и слава Богу*
Их было много - зонт красивый
Их будто чудо привлекал!.. *и вот сейчас! Наберите воздуха в грудь, запаситесь носовыми платками!*
А он лежит больной, разбитый -
Последний день он доживал.
Он умирать чуток боялся, не зная,
Что же дальше ждёт?
Но про себя он улыбался -
Что ж, смог помочь тем, кто живёт...
Всех Зонт спасал от непогоды:
От ливня, грома и дождя..
Мой Зонт добряк был по природе,
И у него была душа.
Он помогал домой добраться,
Людские судьбы он скреплял...
Глаза вдруг стали закрываться -
Мой зонт уже и не дышал. *!!!!!!!!!!!!!!!!!! Кстати, "зонт" неожиданно снова с маленькой буквы, но кого это уже волнует*
Он отошёл в тот мир, где нету
Печали, боли и тоски...
Он был, он жил!..
И умер бедный
Вдали от дома и семьи.
*я помолчу. Я просто помолчу*
И ещё одна история от этой же девочки. Чуть менее пространная, но не уступающая по эпичности повествования.
Фонтан
Когда-то, в летний день далёкий,
Когда мне было года два,
Стоял повсюду жар высокий,
И пить хотела очень я.
Гуляли с мамой - шли, болтали, *наверное, последние модные коллекции обсуждали. В два-то года*
Она давала мне совет, *очевидно, один*
Рассказывала, открывала
Для ребёнка этот свет.
Пришли к театру. В небе душно,
Плетёт усталость свою вязь...
Однако, глянь-ка, две подружки,
Плескаясь громко и смеясь,
В фонтан залезли прям с ногами!
И даже пели! Вот кураж!
И думалось всеми нами:
"Как будто тут устроен пляж!".
Я раньше их не понимала,
И страшным мне казалось то.
Но, подрастая, я узнала:
Нет в мире лучше ничего!
Сегодня мы с подругой вместе
Опять плескались... шум и гам!
Смотрели дети удивлённо...
Сказать хотелось малышам:
"Поверь, приятней нету дела,
Чем в эту летнюю жару
В фонтан с водой упасть всем телом".
Для счастья больше не прошу.
Я не в силах это комментировать. Налицо моя профнепригодность как литературного критика.
А ведь там ещё две номинации - "Проза" и "Публицистика"...
Товарищи! Это просто праздник какой-то!
Я всё понимаю, смеяться над детьми грешно. Да, первые пробы пера редко кого минуют и столь же нечасто они бывают удачными. Но, во-первых, классу к десятому пора бы уже иметь какое-никакое представление о ритме и рифме. А во-вторых, у них же есть руководители - и, по логике вещей, в основном это должны быть учителя литературы, ну или хотя бы попросту взрослые, адекватные люди!
Спешу поделиться избранными шедеврами.
5 класс:
Я загрузила баранки в печь,
Она баранки стала печь. *отличная рифма*
Люблю стихи я сочинять...
Баранки стали подгорать!!!
Я достаю баранки. Вдруг
Ко мне пришёл мой лучший друг!
И говорит он мне: "Алён,
Давай баранки печь вдвоём!!!"
И мы баранки стали печь,
Грузить их в ту же печь и печь. *хорошую рифму не грех и повторить*
Потом пришли к нам мамы.
Мы им сказали: "Мамы! *ну, третий-то раз упоминание печи всё-таки было бы уже перебором. Но не соблюсти фирменный принцип рифмовки автор уже не мог*
Вот вам баранки наши
Самоиспечённые!
И мамы две осталися
Довольные!!!
Пишут о разном. Особенно много и плохо - про маму и Родину. Про осень и зиму, про домашних животных, про мечты, про жизнь и, конечно, про любовь.
11 класс:
Но вдруг если случится война,
Я ему подам автомат.
*вот оно, сильнейшее выражение чувства*
Далее немного философии (7 класс):
День отличается от ночи,
Порою всем,
Порою же не очень.
*весь дзен мира в этом двустишии. Самурай без меча подобен самураю с мечом, только без меча*
Другая семиклассница порадовала целым сборником под названием "Вся правда о любви". Вот именно этих тайных знаний мне и не хватало.
Стих "Ты не подстрелишь умные года" (какой полёт мысли!) начинается с не менее глубокомысленной строчки:
Года летят, как турбо-самолёты...
Другое её же:
Белеет серый снег в горах...
Туман вареньем светло-серым...
Завершается сборник творением, которое я не могу не привести полностью.
Наконец-то пришло то начало конца
Время место нашло
И дождалось гонца -
Наконец-то пришло
То начало конца.
Тает снег золотой,
Это время певца. *у девочки странное восприятие цвета, судя по предыдущим цитатам про снег и туман. И вообще, о причинах того, почему снег может иметь такой оттенок, я заставляю своих внутренних гусар молчать*
И поёт он порой
Про начало конца.
Приближается лето,
Аромат и пыльца.
Знают люди, что это -
Начало конца. *для аллергиков - уж точно*
Птицы песни поют,
Ждут шального птенца.
Пеньем всем знать дают -
- "Да! Начало конца!" *это оптимизм на эшафоте какой-то*
Пароходы ревут.
Слились вместе сердца.
Под венец все пойдут.
Эх, начало конца! *оптимизм достигает кульминации*
В чём же смысл и мораль?
Я сижу, ем тунца...
Ах, я понял! Февраль
Есть - начало конца! *однозначно плакать, можно уже даже без чернил. И пунктуация внезапно какая-то цветаевская пошла*
А придёт тёплый март,
И трава у крыльца...
Вот конец и придёт *рифма? К чему эти условности?*
Для начала конца!
Трагическая поэма "Даша и кот" от третьей семиклассницы:
Решила Даша для себя,
Что ей пора купать кота. *можно я уже ничего не буду говорить о рифмах?*
Не знала Даша, что коты
Не любят тёпленькой воды.
Коту никто не доложил,
Что скоро станет он другим. *ох уж эта Почта России, вечно уведомления не доходят вовремя*
А Даша сделала дела,
Воды полтаза набрала,
Шампуня детского взяла,
На руку много налила.
А кот тем временем не спал,
Он место спрятаться искал. *а, нет, всё же дошло*
Ходил, бродил наш грязный кот
И сел на шкаф, где пыль живёт.
Но наша девочка умна,
Грязнулю быстренько нашла.
На стул встать Даше уже можно,
Достать кота не так уж сложно *кота со шкафа? Да ерунда. Особенно учитывая шампунь, в большом количестве налитый на руку до этого*
Прошла минута, может, две,
Кот на руках сидит уже.
Не зная никаких забот,
Кот будет чистым круглый год.
И видит Даша таз с водой:
"Вот и прощай, мой кот сухой". *зачем Герасим утопил свою Муму, она не сделала плохого никому...*
Со страхом в груди кот зажмурил глаза
И оказался в тазу, где бурлила вода. *внезапно сменившийся ритм как бы просит нас оценить всю трагичность момента. Чапаев, переплывающий Урал, отдыхает. Заметьте, девочка, уже понявшая, что тёпленькой воды коты не любят, заботливо поставила тазик на плиту - иного объяснения тому, что вода бурлит, я не вижу*
Кот начал брыкаться и больно кусаться, *тебя бы так - и ты бы так!*
Но Даша не будет так просто сдаваться.
И вытирая рукою свой лоб,
Даша сказала: "Ты чистый, мой кот!".
Продолжает тему любви к домашним животным пятиклассница:
Подбежит - лизнёт в глазочек...
Ты мой маленький щеночек!!!
*"в глазочек" - это мощно. Я искренне надеюсь, что в виду имелся дверной глазок*
И снова немного размышлений о жизни (8 класс):
Вот школьный забор -
Преграда тугая.
До него я одна,
А после - другая.
9 класс:
Осень. Многого, конечно, мы не просим.
Осень такая осень.
*Плюсадин, пичалька*
11 класс:
Солнце не жарило, хоть и светило ярко,
В тот вечер что-то не смеркалось...
7 класс:
Если б я была директором школы, я бы многое поменяла...
Я б закон ввела простой,
Чтоб можно было бегать на уроках хоть куда!
Чтоб домашнюю работу делали учителя!
Перемены все бы я увеличила на часик,
Все контрольные работы
Чтобы делались не в классе.
Я бы сделала уроки все немного покороче!
Чтобы нам не приходилось многое учить до ночи! *часовые перемены, разумеется, сокращают время пребывания в стенах школы*
В общем, всё бы поменяла!
Дел тут для меня немало!
И дежурство б отменила...
Вот! Директорская сила!!!!
*лунная призма, дай мне силу!*
Вы помните печальное повествование о девочке Даше и её коте? Так вот, это была ещё не трагедия. Вот, вот где настоящие эмоции! Длинно, согласна. Но слова из такой проникновенной истории не выкинешь. 10 класс, между прочим.
Зонт
Изломались его спицы,
Старость ткань изорвала,
Он просто вспоминает лица,
С которыми судьба свела.
Он видел молодость и старость,
Он видел горе, слёзы, смех,
Знавал он праздники и радость -
Он много видел за свой век.
Он много поменял хозяев,
Но помнит всех до одного.
Он многое о жизни знает -
Жаль, рассказать нам не дано...
А где он только не бывал!
Он видел города и страны,
Он видел бедность, ливни, бал,
Леса, поля и океаны! *в общем, вы уже поняли, что зонт уникален. Буквально один на всю страну*
Знавал наш зонт и высший свет,
В те дни он юн был, чуда ждал:
Красавиц, яства, скрип карет
С вельможею он повидал.
А после был купец-хозяин,
Потом крестьянская вдова,
Чета супругов, парижанин,
Что пудрил голову с утра... *историю попадания в столь различные слои населения автор опускает - и слава Богу*
Их было много - зонт красивый
Их будто чудо привлекал!.. *и вот сейчас! Наберите воздуха в грудь, запаситесь носовыми платками!*
А он лежит больной, разбитый -
Последний день он доживал.
Он умирать чуток боялся, не зная,
Что же дальше ждёт?
Но про себя он улыбался -
Что ж, смог помочь тем, кто живёт...
Всех Зонт спасал от непогоды:
От ливня, грома и дождя..
Мой Зонт добряк был по природе,
И у него была душа.
Он помогал домой добраться,
Людские судьбы он скреплял...
Глаза вдруг стали закрываться -
Мой зонт уже и не дышал. *!!!!!!!!!!!!!!!!!! Кстати, "зонт" неожиданно снова с маленькой буквы, но кого это уже волнует*
Он отошёл в тот мир, где нету
Печали, боли и тоски...
Он был, он жил!..
И умер бедный
Вдали от дома и семьи.
*я помолчу. Я просто помолчу*
И ещё одна история от этой же девочки. Чуть менее пространная, но не уступающая по эпичности повествования.
Фонтан
Когда-то, в летний день далёкий,
Когда мне было года два,
Стоял повсюду жар высокий,
И пить хотела очень я.
Гуляли с мамой - шли, болтали, *наверное, последние модные коллекции обсуждали. В два-то года*
Она давала мне совет, *очевидно, один*
Рассказывала, открывала
Для ребёнка этот свет.
Пришли к театру. В небе душно,
Плетёт усталость свою вязь...
Однако, глянь-ка, две подружки,
Плескаясь громко и смеясь,
В фонтан залезли прям с ногами!
И даже пели! Вот кураж!
И думалось всеми нами:
"Как будто тут устроен пляж!".
Я раньше их не понимала,
И страшным мне казалось то.
Но, подрастая, я узнала:
Нет в мире лучше ничего!
Сегодня мы с подругой вместе
Опять плескались... шум и гам!
Смотрели дети удивлённо...
Сказать хотелось малышам:
"Поверь, приятней нету дела,
Чем в эту летнюю жару
В фонтан с водой упасть всем телом".
Для счастья больше не прошу.
Я не в силах это комментировать. Налицо моя профнепригодность как литературного критика.
А ведь там ещё две номинации - "Проза" и "Публицистика"...
Точнее и не скажешь)
Вот с тех пор я и не пишу больше! )))
А внезапно сменяющиеся стихотворные размеры не такая уж редкость и у взрослых авторов.
Редакция "Воли к смерти", узрев такое счастье, массово ушла в запой и от комментариев воздержится.
И всё-таки, "день отличается от ночи" мне мил. Порою всем, порою - никому. Жисть, как она есть. Да.
А внутренний цензор должен справно фунциклировать (и внушать отвращение к самонаписанному) уже и в пятом классе. Как-то так мне думается.
С.Демонолог
Она баранки стала печь. *отличная рифма*
Люблю стихи я сочинять... Хотя.. так и напрашивается же
Пока стихи я сочиняла
Я все баранки про***ала
Так ведь о чём и речь - пусть бы потихонечку писали себе, ну, там, родителям и подружкам показывали. Творческое самовыражение - это бесспорно хорошо, это полезно, это развлекает пишущего, в конце концов. А со временем, глядишь, что-то путное начало бы получаться. Но на конкурс, на конкурс-то это зачем?
ИМХО, если речь идёт о пятиклассниках - тут виноваты родители и учителя, свято уверенные, что их чадо всё из себя такое гениальное и мир срочно должен узнать о новой звезде. Насчёт необходимости наличия внутреннего цензора я с С.Демонологом согласна, но ведь он не появляется из ниоткуда - его надо воспитывать, так же, как хороший вкус и умение думать. Морга права - если в пятом классе ребёнку не указывать на недостатки (конечно, в мягкой форме), то к десятому и появляются такие вот поэмы про зонт, который вот-вот перестанет дышать. И попробуй теперь докажи автору, что он написал ерунду. Как это - меня учительница литературы всю жизнь хвалила, а вы тут взялись непонятно откуда и ругаете, да что вы понимаете вообще?!
Родители - последние, кому следует свою писанину показывать. И подружки. Вообще, все - последние. Если бы ещё и самому не видеть, окончательное и безповоротное благолепие воцарилось бы. А вот как почуешь приплясывающую поступь Подводящего Итоги, пакуй рукописи в бандероль и отправляй душеприказчику с наказанием непременно изничтожить. Дальнейшее же целиком и полностью зависит от чувства юмора этого самого душеприказчика, бывали и положительные примеры.
С.Демонолог
И ведь не просто сунула баранки в печь, а "загрузила"!
Если, что спорьте со мной)
не про увиденный ею где-то умирающий зонтик, а ради возвышенных образов.
А это плохо, да? То есть, именно тот момент, что девочка пишет не о своем опыте, а о неком мысленном эксперименте, пришедшем в голову красивом образе?
Я абсолютно серьезно - просто не разбираюсь в критике стихов, но хочется немного понять.(:
С.Демонолог
Как же красивы звёзды в деревне.
Чистое небо, туман, пелена...
Еле видны силуэты деревьев.
Звуки гитары и пламя костра.
Капли росы на ладони уставшей.
Шелест кустов и запах поленьев.
Светит звезда от Медведицы малой,
Облако село сонным забвеньем.
Месяц за ночью, небо светлеет,
Свежесть рассвета, вдали синева.
И затухают с последним мгновеньем
Звуки гитары и пламя костра.
И ещё весьма забавное от другой семиклассницы.
Ярко-ярко-синий кот
Спит на лавке у ворот.
Он себе спокойно спит,
А вокруг шумит народ:
- Может, это новый вид?
- Вдруг инопланетный кот?
Это очень может быть...
- Да, такой он неспроста...
Надо б рыбкой накормить
Ярко-синего кота.
Сытый-сытый-сытый кот
Спит на лавке у ворот.
Он в квартиру маляра
Жить пришёл позавчера.
А первое хорошее, ну то есть, нормальное)