Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Меня попросили побыть членом жюри районного литературного конкурса для школьников.
Товарищи! Это просто праздник какой-то!
Я всё понимаю, смеяться над детьми грешно. Да, первые пробы пера редко кого минуют и столь же нечасто они бывают удачными. Но, во-первых, классу к десятому пора бы уже иметь какое-никакое представление о ритме и рифме. А во-вторых, у них же есть руководители - и, по логике вещей, в основном это должны быть учителя литературы, ну или хотя бы попросту взрослые, адекватные люди!
Спешу поделиться избранными шедеврами.

5 класс:

Я загрузила баранки в печь,
Она баранки стала печь. *отличная рифма*
Люблю стихи я сочинять...
Баранки стали подгорать!!!
Я достаю баранки. Вдруг
Ко мне пришёл мой лучший друг!
И говорит он мне: "Алён,
Давай баранки печь вдвоём!!!"
И мы баранки стали печь,
Грузить их в ту же печь и печь. *хорошую рифму не грех и повторить*
Потом пришли к нам мамы.
Мы им сказали: "Мамы! *ну, третий-то раз упоминание печи всё-таки было бы уже перебором. Но не соблюсти фирменный принцип рифмовки автор уже не мог*
Вот вам баранки наши
Самоиспечённые!
И мамы две осталися
Довольные!!!

Пишут о разном. Особенно много и плохо - про маму и Родину. Про осень и зиму, про домашних животных, про мечты, про жизнь и, конечно, про любовь.
11 класс:

Но вдруг если случится война,
Я ему подам автомат.
*вот оно, сильнейшее выражение чувства*

Далее немного философии (7 класс):

День отличается от ночи,
Порою всем,
Порою же не очень.
*весь дзен мира в этом двустишии. Самурай без меча подобен самураю с мечом, только без меча*

Другая семиклассница порадовала целым сборником под названием "Вся правда о любви". Вот именно этих тайных знаний мне и не хватало.
Стих "Ты не подстрелишь умные года" (какой полёт мысли!) начинается с не менее глубокомысленной строчки:

Года летят, как турбо-самолёты...

Другое её же:
Белеет серый снег в горах...

Туман вареньем светло-серым...

Завершается сборник творением, которое я не могу не привести полностью.

Наконец-то пришло то начало конца
Время место нашло
И дождалось гонца -
Наконец-то пришло
То начало конца.
Тает снег золотой,
Это время певца. *у девочки странное восприятие цвета, судя по предыдущим цитатам про снег и туман. И вообще, о причинах того, почему снег может иметь такой оттенок, я заставляю своих внутренних гусар молчать*
И поёт он порой
Про начало конца.
Приближается лето,
Аромат и пыльца.
Знают люди, что это -
Начало конца. *для аллергиков - уж точно*
Птицы песни поют,
Ждут шального птенца.
Пеньем всем знать дают -
- "Да! Начало конца!" *это оптимизм на эшафоте какой-то*
Пароходы ревут.
Слились вместе сердца.
Под венец все пойдут.
Эх, начало конца! *оптимизм достигает кульминации*
В чём же смысл и мораль?
Я сижу, ем тунца...
Ах, я понял! Февраль
Есть - начало конца! *однозначно плакать, можно уже даже без чернил. И пунктуация внезапно какая-то цветаевская пошла*
А придёт тёплый март,
И трава у крыльца...
Вот конец и придёт *рифма? К чему эти условности?*
Для начала конца!

Трагическая поэма "Даша и кот" от третьей семиклассницы:

Решила Даша для себя,
Что ей пора купать кота. *можно я уже ничего не буду говорить о рифмах?*
Не знала Даша, что коты
Не любят тёпленькой воды.
Коту никто не доложил,
Что скоро станет он другим. *ох уж эта Почта России, вечно уведомления не доходят вовремя*
А Даша сделала дела,
Воды полтаза набрала,
Шампуня детского взяла,
На руку много налила.
А кот тем временем не спал,
Он место спрятаться искал. *а, нет, всё же дошло*
Ходил, бродил наш грязный кот
И сел на шкаф, где пыль живёт.
Но наша девочка умна,
Грязнулю быстренько нашла.
На стул встать Даше уже можно,
Достать кота не так уж сложно *кота со шкафа? Да ерунда. Особенно учитывая шампунь, в большом количестве налитый на руку до этого*
Прошла минута, может, две,
Кот на руках сидит уже.
Не зная никаких забот,
Кот будет чистым круглый год.
И видит Даша таз с водой:
"Вот и прощай, мой кот сухой". *зачем Герасим утопил свою Муму, она не сделала плохого никому...*
Со страхом в груди кот зажмурил глаза
И оказался в тазу, где бурлила вода. *внезапно сменившийся ритм как бы просит нас оценить всю трагичность момента. Чапаев, переплывающий Урал, отдыхает. Заметьте, девочка, уже понявшая, что тёпленькой воды коты не любят, заботливо поставила тазик на плиту - иного объяснения тому, что вода бурлит, я не вижу*
Кот начал брыкаться и больно кусаться, *тебя бы так - и ты бы так!*
Но Даша не будет так просто сдаваться.
И вытирая рукою свой лоб,
Даша сказала: "Ты чистый, мой кот!".

Продолжает тему любви к домашним животным пятиклассница:

Подбежит - лизнёт в глазочек...
Ты мой маленький щеночек!!!
*"в глазочек" - это мощно. Я искренне надеюсь, что в виду имелся дверной глазок*

И снова немного размышлений о жизни (8 класс):

Вот школьный забор -
Преграда тугая.
До него я одна,
А после - другая.

9 класс:

Осень. Многого, конечно, мы не просим.
Осень такая осень.
*Плюсадин, пичалька*

11 класс:

Солнце не жарило, хоть и светило ярко,
В тот вечер что-то не смеркалось...

7 класс:

Если б я была директором школы, я бы многое поменяла...
Я б закон ввела простой,
Чтоб можно было бегать на уроках хоть куда!
Чтоб домашнюю работу делали учителя!
Перемены все бы я увеличила на часик,
Все контрольные работы
Чтобы делались не в классе.
Я бы сделала уроки все немного покороче!
Чтобы нам не приходилось многое учить до ночи! *часовые перемены, разумеется, сокращают время пребывания в стенах школы*
В общем, всё бы поменяла!
Дел тут для меня немало!
И дежурство б отменила...
Вот! Директорская сила!!!!
*лунная призма, дай мне силу!*

Вы помните печальное повествование о девочке Даше и её коте? Так вот, это была ещё не трагедия. Вот, вот где настоящие эмоции! Длинно, согласна. Но слова из такой проникновенной истории не выкинешь. 10 класс, между прочим.

Зонт
Изломались его спицы,
Старость ткань изорвала,
Он просто вспоминает лица,
С которыми судьба свела.
Он видел молодость и старость,
Он видел горе, слёзы, смех,
Знавал он праздники и радость -
Он много видел за свой век.
Он много поменял хозяев,
Но помнит всех до одного.
Он многое о жизни знает -
Жаль, рассказать нам не дано...
А где он только не бывал!
Он видел города и страны,
Он видел бедность, ливни, бал,
Леса, поля и океаны! *в общем, вы уже поняли, что зонт уникален. Буквально один на всю страну*
Знавал наш зонт и высший свет,
В те дни он юн был, чуда ждал:
Красавиц, яства, скрип карет
С вельможею он повидал.
А после был купец-хозяин,
Потом крестьянская вдова,
Чета супругов, парижанин,
Что пудрил голову с утра... *историю попадания в столь различные слои населения автор опускает - и слава Богу*
Их было много - зонт красивый
Их будто чудо привлекал!.. *и вот сейчас! Наберите воздуха в грудь, запаситесь носовыми платками!*
А он лежит больной, разбитый -
Последний день он доживал.
Он умирать чуток боялся, не зная,
Что же дальше ждёт?
Но про себя он улыбался -
Что ж, смог помочь тем, кто живёт...
Всех Зонт спасал от непогоды:
От ливня, грома и дождя..
Мой Зонт добряк был по природе,
И у него была душа.
Он помогал домой добраться,
Людские судьбы он скреплял...
Глаза вдруг стали закрываться -
Мой зонт уже и не дышал. *!!!!!!!!!!!!!!!!!! Кстати, "зонт" неожиданно снова с маленькой буквы, но кого это уже волнует*
Он отошёл в тот мир, где нету
Печали, боли и тоски...
Он был, он жил!..
И умер бедный
Вдали от дома и семьи.
*я помолчу. Я просто помолчу*

И ещё одна история от этой же девочки. Чуть менее пространная, но не уступающая по эпичности повествования.

Фонтан
Когда-то, в летний день далёкий,
Когда мне было года два,
Стоял повсюду жар высокий,
И пить хотела очень я.
Гуляли с мамой - шли, болтали, *наверное, последние модные коллекции обсуждали. В два-то года*
Она давала мне совет, *очевидно, один*
Рассказывала, открывала
Для ребёнка этот свет.
Пришли к театру. В небе душно,
Плетёт усталость свою вязь...
Однако, глянь-ка, две подружки,
Плескаясь громко и смеясь,
В фонтан залезли прям с ногами!
И даже пели! Вот кураж!
И думалось всеми нами:
"Как будто тут устроен пляж!".
Я раньше их не понимала,
И страшным мне казалось то.
Но, подрастая, я узнала:
Нет в мире лучше ничего!
Сегодня мы с подругой вместе
Опять плескались... шум и гам!
Смотрели дети удивлённо...
Сказать хотелось малышам:
"Поверь, приятней нету дела,
Чем в эту летнюю жару
В фонтан с водой упасть всем телом".
Для счастья больше не прошу.

Я не в силах это комментировать. Налицо моя профнепригодность как литературного критика.
А ведь там ещё две номинации - "Проза" и "Публицистика"...

@темы: Запомнить для потомков, (с)тащено, Нет слов, одни эмоции!, Веселое

Комментарии
18.11.2011 в 22:44

Королева БезЛе. Шарфея.
Так вот откуда произрастают обиженные мной аффтары!!!! ыыыыыыыыбля
18.11.2011 в 22:45

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
ыыыыыыыыбля
Точнее и не скажешь)
19.11.2011 в 04:13

"я такой же как ты: одинокий, счастливый и странный..."
_Ёля_, ну что ты придираешься? Меня тоже никто во втором классе не понимал с моими стихами: "Сидела кошка на кошке и умывала нос".
Вот с тех пор я и не пишу больше! )))
А внезапно сменяющиеся стихотворные размеры не такая уж редкость и у взрослых авторов. :bubu:
19.11.2011 в 08:12

В голове слышался грохот: рушились грандиозные планы!..
_Ёля_, Да чего ты вообще к детям придираешься? Вспомни наши с тобой стихи в пятом классе про школу и перемену!! Али позабыла уже? А вот выходит тётя Катя... Вот кто-то в стеночку врубился... Так я тебе напомню, напомню дорогая, если ты забыла))))
19.11.2011 в 10:43

О мой кот! Защитим наших детей от тлетворного влияния литературы! Иншалла!
Редакция "Воли к смерти", узрев такое счастье, массово ушла в запой и от комментариев воздержится.
И всё-таки, "день отличается от ночи" мне мил. Порою всем, порою - никому. Жисть, как она есть. Да.
А внутренний цензор должен справно фунциклировать (и внушать отвращение к самонаписанному) уже и в пятом классе. Как-то так мне думается.

С.Демонолог
19.11.2011 в 11:39

Королева БезЛе. Шарфея.
Вот потому дети и выигрывают эти жуткие литературные конкурсы, печатаются в сборниках, местных газетах, а потом рассказывают мне о своих литературных наградах и о том, как их хвалило "два профессора математики и один доцент филологии". Потому что "это же дети!!!". И их никто не учит критично относиться к собственному творчеству.
19.11.2011 в 12:01

В голове слышался грохот: рушились грандиозные планы!..
Я загрузила баранки в печь,
Она баранки стала печь. *отличная рифма*
Люблю стихи я сочинять...
Хотя.. так и напрашивается же
Пока стихи я сочиняла
Я все баранки про***ала
19.11.2011 в 14:49

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Черноглазая темень, М@фКо
Так ведь о чём и речь - пусть бы потихонечку писали себе, ну, там, родителям и подружкам показывали. Творческое самовыражение - это бесспорно хорошо, это полезно, это развлекает пишущего, в конце концов. А со временем, глядишь, что-то путное начало бы получаться. Но на конкурс, на конкурс-то это зачем?

ИМХО, если речь идёт о пятиклассниках - тут виноваты родители и учителя, свято уверенные, что их чадо всё из себя такое гениальное и мир срочно должен узнать о новой звезде. Насчёт необходимости наличия внутреннего цензора я с С.Демонологом согласна, но ведь он не появляется из ниоткуда - его надо воспитывать, так же, как хороший вкус и умение думать. Морга права - если в пятом классе ребёнку не указывать на недостатки (конечно, в мягкой форме), то к десятому и появляются такие вот поэмы про зонт, который вот-вот перестанет дышать. И попробуй теперь докажи автору, что он написал ерунду. Как это - меня учительница литературы всю жизнь хвалила, а вы тут взялись непонятно откуда и ругаете, да что вы понимаете вообще?!
19.11.2011 в 15:09

Королева БезЛе. Шарфея.
_Ёля_, вот-вот
19.11.2011 в 15:26

Как тут принято выражаться, _Ёля_
Родители - последние, кому следует свою писанину показывать. И подружки. Вообще, все - последние. Если бы ещё и самому не видеть, окончательное и безповоротное благолепие воцарилось бы. А вот как почуешь приплясывающую поступь Подводящего Итоги, пакуй рукописи в бандероль и отправляй душеприказчику с наказанием непременно изничтожить. Дальнейшее же целиком и полностью зависит от чувства юмора этого самого душеприказчика, бывали и положительные примеры.

С.Демонолог
19.11.2011 в 15:43

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
С.Демонолог, не все, не все такие самодостаточные, как ты) Ну, мы на подобную тему уже говорили вроде.
19.11.2011 в 16:16

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Про зонт не так уж и жутко, если б он не дышал, и умирал бы уже побыстрее - сама-то вещь вполне себе поэтическая, ну, неплохая. Не жуткая. Не так страшно, как "баранки в печь!!!"
19.11.2011 в 16:22

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Кэролайн
И ведь не просто сунула баранки в печь, а "загрузила"!
19.11.2011 в 16:22

Королева БезЛе. Шарфея.
Кэролайн, про зонт жутко уже потому, что между баранками и зонтом пять лет разницы. А уровень восприятия действительности и владения русским языком - одинаковый.
19.11.2011 в 16:25

В голове слышался грохот: рушились грандиозные планы!..
Ой, а меня баранки сильно повеселили. я прям так посмеялась хорошо, что даже не считаю их плохими)
19.11.2011 в 16:25

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Ну не совсем одинаковый, абсолютно же)) Сама хрень про зонт - поэтична. В принципе, увидеть в зонте наблюдателя, который многое повидал за свою жизнь, уже неплохо. О чем баранки в печь, я понять не могу. Это такая дневниковая запись, только в стихах. Ну типа "сегодня мы пекли баранки, пришел Алеша, и мы кормили мам баранками, уау!!"

Если, что спорьте со мной)
19.11.2011 в 16:30

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
кстати, а вообще, там есть что-нибудь нормальное?
19.11.2011 в 16:38

Королева БезЛе. Шарфея.
Кэролайн, баранки - пятый класс, 11 лет, дитё печет первые в жизни баранки, для нее это крупное событие. А если подумать про зонт, становится понятной абсурдность его многовекового существования, то есть очевидная глупость описателя. Взяла бы паитесса более долговечный предмет - стул, шкатулку, гобеленовую штору, черт подери... Но зонт? Баранки как раз вполне по возрасту написаны. Даже понятно, откуда ноги растут у такой рифмовки. Самый простой и доступный вариант в стихах рассказать о первом своём опыте почти взрослой кулинарии. Зонтичная же дева писала не ради зонта, не про увиденный ею где-то умирающий зонтик, а ради возвышенных образов. Потому и уровень хуже, ниже и удручающее
19.11.2011 в 16:38

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
Относительно нормальное (с простыми рифмами и незатейливой тематикой, зато с гладким ритмом)- есть. А вот хорошего - ничего.
19.11.2011 в 16:45

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Девочка писала про реальность? Мне это не пришло в голову))) я в детстве, из тех дурацких стихов, что помню, не вижу ни одного по реальным событиям. Были про лошадок, цветочки, щеночка, которого у меня тогда еще не было, потом пошли уже эпические баллады в духе Крапивина. Потом - уже что-то из реальности, но это что-то было не таким катастрофическим. И 11 лет (12 даже!) - это не то время, когда надо писать "баранки загрузила!!!". Нет, серьезно, в 10 лет так можно, но тоже поздно, в 9 ок, может быть.


не про увиденный ею где-то умирающий зонтик, а ради возвышенных образов.
А это плохо, да? То есть, именно тот момент, что девочка пишет не о своем опыте, а о неком мысленном эксперименте, пришедшем в голову красивом образе?

Я абсолютно серьезно - просто не разбираюсь в критике стихов, но хочется немного понять.(:
19.11.2011 в 16:47

Бараньетты и зонтилья? Однако. Ещё не Свифт, но где-то рядом.

С.Демонолог
19.11.2011 в 16:52

Королева БезЛе. Шарфея.
Кэролайн, плохо то, что девочка в 16 владеет языком так же, как девочка в 11. Количество прочитанных книг оказывает огромное влияние на формирование образного мышления. И тогда зонт не закрывает глаза, умирая вдали от семьи.
19.11.2011 в 16:56

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Семья и глаза - это да, это плохо. И двухсотлетний зонт - тоже плохо. Но все-таки не так катастрофично, на мой взгляд.
19.11.2011 в 16:56

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Еля, выложи что-нибудь приличное для интереса?
19.11.2011 в 17:17

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
7 класс:
Как же красивы звёзды в деревне.
Чистое небо, туман, пелена...
Еле видны силуэты деревьев.
Звуки гитары и пламя костра.
Капли росы на ладони уставшей.
Шелест кустов и запах поленьев.
Светит звезда от Медведицы малой,
Облако село сонным забвеньем.
Месяц за ночью, небо светлеет,
Свежесть рассвета, вдали синева.
И затухают с последним мгновеньем
Звуки гитары и пламя костра.

И ещё весьма забавное от другой семиклассницы.

Ярко-ярко-синий кот
Спит на лавке у ворот.
Он себе спокойно спит,
А вокруг шумит народ:
- Может, это новый вид?
- Вдруг инопланетный кот?
Это очень может быть...
- Да, такой он неспроста...
Надо б рыбкой накормить
Ярко-синего кота.
Сытый-сытый-сытый кот
Спит на лавке у ворот.
Он в квартиру маляра
Жить пришёл позавчера.
19.11.2011 в 17:19

В голове слышался грохот: рушились грандиозные планы!..
Последнее очень напоминает Хармса
19.11.2011 в 17:25

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
М@фКо, хммм. Не Хармс, но Яндекс несколько упоминаний выдаёт, вот, например: www.termitnik.ru/poem/54910/comm=105940. Авторство, правда, не указано нигде.
19.11.2011 в 17:28

В голове слышался грохот: рушились грандиозные планы!..
_Ёля_, Я имела ввиду не по факту, а по стилю написания
19.11.2011 в 17:30

Ты никогда не обращал внимания, что мы живём в удивительном мире?.. (с) Макс Фрай
М@фКо, ну а я поняла буквально и решила на всякий случай проверить) Вот и раскопала.
19.11.2011 в 17:30

Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Второе вполне могли и спереть, дети так наивны))

А первое хорошее, ну то есть, нормальное)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail